Главная / История и виды почты / Франкировочные штемпели


За пределами филателистического каталога, ATM

Как звучит точное определение филателистической Золушки? Самый короткий ответ: «Это то, что не упоминается в стандартных каталогах». Однако эта простая дефиниция нуждается в уточнениях, так как в общих каталогах почтовых марок часто не упоминаются экземпляры, которым находится место в более специализированных изданиях. Зачастую с решением редактора, что включить в каталог, а что нет, можно поспорить.

Например, в некоторых изданиях такого рода, особенно европейских, перечисляются с указанием цен почтовой марки, напечатанные торговыми автоматами, известные как ATM (от немецкого слова «Automatenmarken»). Иногда в разговорной речи их называют «фрамы» по названию швейцарской компании, которая их изобрела. В Великобритании их называют ярлыками торговых автоматов, а слово «ярлык» традиционно употребляется для обозначения всего, что не является почтовой маркой. И это несмотря на то, что на полях марочных листов «Черного пенни» и других ранних английских знаков почтовой оплаты они были описаны именно как ярлыки.

филателистическая Золушка
Зеленая марка называется Cap Pest
Эти две треугольные марки — «призрачный» выпуск (одна из популярных разновидностей филателистических Золушек). Их издал венский филателистический дилер С. Фридл в честь открытия группы лед-пиковых островов во время неудавшейся австро-венгерской экспедиции к северному полюсу 1872-1874 гг. Зеленая марка называется «Cap Pest», желтая — «Cap Wien». За этой парой активно охотятся коллекционеры полярных выпусков


Франкировочные штемпели

Коммерческие предприятия, местные власти и посылочные компании одно время использовали франкировочные автоматы или оплачивали корреспонденцию оптом, после чего она вся штамповалась специальным красным штемпелем. Теперь они все чаще прибегают к таким системам, как разрешенная отправка (в США) или франкировочные штемпели (в большинстве других стран). Эти знаки почтовой оплаты оттискиваются ручным штампом или распечатываются на принтере непосредственно на конвертах, открытках и бандеролях или же на ярлыках с клеевым слоем. Все больше почтовых администраций поощряет местные предприятия самостоятельно разрабатывать проекты дизайна для своих знаков почтовой оплаты, в соответствии с которым они затем выпускаются с указанием идентификационных номеров. Поскольку каждый франкировочный штемпель имеет свою уникальную тему и на многих из них присутствуют изобразительные мотивы, у них уже появилось множество поклонников. Возможно, это Золушки будущего.