Главная / Статьи филателистам / Ярлыки-индикаторы


Ярлыки-индикаторы услуг - новые золушки?

Доплатные марки — это, строго говоря, не марки, так как они не указывают на то, что почтовый сбор был оплачен. По этой причине их более правильно называть ярлыками. И все же они неизменно включаются в каталоги филателистических дилеров. Разница между «марками» (тем, что включается в каталоги) и «ярлыками» (тем, что в них не попадает) становится все более расплывчатой. В последние годы, например, в Соединенном Королевстве используются ярлыки-индикаторы услуг, которые печатаются компьютером прямо на месте продажи. Они буквально вытеснили обычные почтовые марки высоких номиналов. С их помощью можно внести предоплату почтового сбора. Они, по существу, выполняют все функции традиционных знаков почтовой оплаты, но все же совершенно игнорируются составителями каталогов. Коллекционеры, с другой стороны, разобрались, что эти ярлыки не менее достойны изучения и включения в коллекции, чем красивые картинки, известные как памятные и специальные выпуски. Большинство из этих последних никогда не выполняло никаких почтовых функций и служит единственно для увеличения доходов почты.

Похожие системы есть и в других странах. В США, например, такие самоклеящиеся ярлыки продаются в почтовых отделениях уже много лет. Вообще- то становится все труднее объяснить, в чем разница между обычными марками, большая часть которых печатается только ради продаж филателистам, и маркировочными метками, постепенно узурпирующими традиционную функцию предоплаты почтового сбора. В каталогах по-прежнему, с иллюстрациями и указанием цен, фигурируют почтовые марки, статус которых сомнителен. Многие из них даже никогда не бывали в странах, из которых формально происходят. А «сервисным ярлыкам» нет места в каталогах, хотя их становится все больше и они играют жизненно важную роль в обеспечении надежного функционирования почты.

Каталоги издательств «Скотт» (США) и «Гиббоне» (Великобритания) перечисляют ярлыки, применявшиеся в рамках экспериментальной системы почтового самообслуживания, которая апробировалась в Вашингтоне и Кенсингтоне, штат Мэриленд, в 1989-1990 гг. «Гиббоне» называет их просто машинными ярлыками, а «Скотт» более точно.— марками, проданными через компьютер. «Гиббоне» дает их описание, сопровождая его иллюстрациями, а «Скотт» перечисляет их с указанием цен и некоторых подробностей. Та же разница наблюдается и в их подходах к более длительное время издающимся выпускам, которые в ходу с 1992 г.

Нет места в каталоге и посылочным почтовыми маркам Бельгии и Нидерландов, номинал которых определяется по весу, ни целой группе выпускаемых в Германии специальных сервисных ярлыков, каждый из которых стоит денег и указывает, какая услуга должна быть оказана. Мораль отсюда следует такая: не смотрите в каталоги. Если вы специализируетесь на какой-то стране, место в вашей коллекции есть всему, что имеет отношение к почтовым услугам.


Пятифунтовая марка, использовавшаяся на телеграфе Британской армии, и викторианский ярлык для закрепления свинцовых печатей на налоговых марках, прикрепляемых к юридическим документам
Страница из книги Коллекционирование почтовых марок
викторианский ярлык
Страница из книги "Коллекционирование почтовых марок» Л. Н. и М. Уильямсов (1950 г.) с примерами того, «что не надо коллекционировать»

Ярлыки - это нечто другое

Они издаются почтовыми администрациями и служат во многих случаях опознавательными знаками видов почтовых отправлений: авиапочты (ярлыки "Авиа", "Paravion", "Ву air mail", "Mit Luftpost"); заказных ("Заказное", "Recommande'", "Registered"); спешной почты ("Экспресс", "Expres"); специальной доставки ("Special delivery"); возврата ("Retour", "Zuriick" и с указанием причин невручения адресату: "Inkonnu", "Unbekant" - неизвестен, "Verstorben"). Без сомнения, и ярлыки более выразительны, несут больше информации, когда наклеены на письма.