Аэростатная почта, новоявленные транспортные средства
Вскоре после того как братья Монгольфье во Франции и Винченцо Лунарди в Великобритании совершили первые полеты на воздушных шарах с горячим воздухом, начались попытки использовать эти новоявленные транспортные средства для перевозки почты. В 1807 г. во время Полуостровной войны на французские войска сбрасывались пропагандистские листовки. Так было положено начало разделу почтовой истории под названием «психологическая война», чрезвычайно заинтересовавшему как любителей авиапочты, так и историков военной почты.
Дирижабль «Граф Цеппелин», пришвартованный в Лос-Анджелесе 26 августа 1929 г. после 79-часового перелета через Тихий океан, и одна из трех марок, выпущенных в США в честь его перелета через Европу и обе Америки в 1930 г. |
|
Первые коммерческие аэростатные почты были созданы во время осады Метца и Парижа в 1870-1871 гг. Из 65 воздушных шаров, вылетевших в Париж, шесть попало в руки противника, а два, унесенные ветром в море, пропали без вести. Остальное же совершили благополучную посадку и доставили свой драгоценный почтовый груз. Воздушные шары приземлялись повсюду, один из них сел в норвежском Лифелде, пролетев 3142 км (1952 мили) за 14 часов. Его скорость составила 241 км/ч (150 миль в час), и это оказалось рекордом, который не был побит до 1915 г.
В ходе Первой мировой войны для доставки почты иногда использовались не управляемые человеком аэростаты, однако в мирное время они считались пригодными только для перевозки сувенирной почты на гонках Гордона Беннета (для этих соревнований тоже выпускались свои почтовые марки). Недостаток неуправляемых аэростатов в том, что они летят, куда ветер дует. Только в 1999 г. аэростат смог подняться до устойчивых потоков воздуха в верхних слоях атмосферы и совершить кругосветный полет. В честь этого подвига в Швейцарии был выпущен специальный конверт.
Эксперименты с управляемыми аэростатами, которые проводили Сантос-Дюмон в Бразилии и граф Фердинанд фон Цеппелин в Германии, привели к появлению самолетов Первой мировой войны и гигантских цеппелинов двадцатых — тридцатых годов XX в., которые совершали эпохальные трансатлантические, полярные и кругосветные полеты. У цеппелинной почты много поклонников. Ее достопримечательностью являются обуглившиеся конверты из печально известного пассажирского цеппелина «Гинденбург», потерпевшего крушение в Нью-Джерси в 1937 г.