Главная / Статьи филателистам / Социальная филателия


Социальная филателия как протест традиционной

Это самая новая ветвь филателии, появившаяся в конце 1990-х гг. в Австралии. В 1999 г. на Мельбурнской всемирной филателистической выставке был торжественно введен новый класс экспонатов — социальная филателия. Вскоре после этого новшество распространилось и на Северное полушарие: в мае 2000 г. его включили в Лондонский показ почтовых марок. Это был, по большому счету, ответ на жесткие рамки классов традиционной и тематической филателии, действующих на национальных и международных конкурсах, на которых участников дисквалифицировали за отклонение от узкого и прямого пути, предписанного регламентами. Если участник выставки включал в свою конкурсную работу предметы, не являющиеся почтовыми марками в строгом смысле слова, новыми или помещенными на конверты или открытки, его оценку сурово снижали.

Страница из коллекции, посвященной плавучей почте острова Сент-Кильда
Страница из коллекции, посвященной плавучей почте острова Сент-Кильда

Со временем все больше коллекционеров стало считать эти ограничения досадной помехой. Они чувствовали, что если с умом приобщать к коллекции нефилателистические экспонаты, такие как одноразовую печатную продукцию и фотографии, имеющие какое-то отношение к выставляемым маркам, она не только ничего не потеряет, но и станет гораздо интереснее, особенно для широкой публики, которую мало интересует выставка, посвященная исключительно знакам почтовой оплаты. Была реальная опасность того, что филателия станет элитным хобби «для избранных», так как пропасть между охотниками за призами, стремившимися только выигрывать соревнования, и обычными коллекционерами увеличивалась с каждым годом. А главное, из-за того, что конкурсная филателия становилась все утонченнее и ограниченнее, резко уменьшилась ее привлекательность для новичков. Конкурсные выставки стали казаться скучными не только широкой публике, но и многим коллекционерам.



Новый способ коллекционирования

Осознав эту проблему, организаторы филателистических шоу в порядке эксперимента ввели Открытый класс, в котором позволялось включать в коллекцию все, что угодно, а оценки ставились посредством голосования. Однако это означало лишь расширение существующей системы. Существовал риск того, что новый класс экспонатов будет скован такими же жесткими правилами, если амбициозные конкурсанты попытаются выйти за его пределы.

Апостолом нового стиля стала коллекционер Пэт Гримвуд-Тэйлор, впервые принявшая участие в выставке в Мельбурне в 1999 г. Она получила золотую медаль, а впоследствии провела в Лондоне семинар, для которого Британский филателистический фонд (БФФ) выпустил красочный буклет под названием «Что такое социальная филателия?». В этой брошюре предрекался будущий успех нового направления, а также давалось его определение, согласно которому цель социальной филателии состоит в том, чтобы создать исторический очерк или проиллюстрировать связь почтовой системы (официальной или иной) с развитием общества или ее влияние на него.

Сразу же стали очевидны два фундаментальных отличия социальной филателии от других форм коллекционирования. Вам не обязательно быть экспертом по почтовым маркам, хотя знание некоторых основных данных пригодится. И еще более важно, что вы можете включать в свою коллекцию любые материалы, которые нужны для того, чтобы рассказать историю, — карты, вырезки из газет, монеты, медали, сигаретные карточки и банкноты.