Главная / Статьи филателистам / Памятные знаки ярлыки


История развития ярлыков, непочтовых марок

Апофеоз памятных ярлыков пришелся на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Эта выставка, посвященная одновременно достижениям прошлого столетия и прогрессу, ожидаемому от следующего, была крупнейшей интернациональной ярмаркой того времени, и в связи с ней были выпущены сотни и сотни разных ярлыков.

К концу XIX в. производство такого рода памятных знаков достигло огромных тиражей. Издатели печатали наборы красочных ярлыков по всякому немыслимому поводу. Те парижские выпуски подразделяются на несколько групп: просто привлекающие внимание к выставке; многочисленные серии, посвященные достопримечательностям и видам Парижа; памятные знаки множества французских ученых обществ; рекламная продукция различных компаний, экспонировавших свои товары; и наконец timbres recompenses, повторяющие форму разных золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Сверх того один только А. Багет выпустил пять наборов ярлыков, всего сорок штук, в честь каждого из национальных павильонов. Некоторые исследователи почтовых марок положили всю свою жизнь на то, чтобы коллекционировать разные памятные наклейки с Всемирной выставки.

Первая фаза развития непочтовых марок закончилась с началом Первой мировой войны, но в течение следующих четырех лет рекламные ярлыки разных стран сменились длинными сериями с изображениями полковых флагов, героев сухопутных и морских сражений, а также всего этого жуткого и чудесного вооружения, порожденного глобальным конфликтом. Франция и Германия, конечно же, соперничали между собой и в выпуске ярлыков, которые сами собой из рекламных превратились в пропагандистские.



Редкий ярлык

непочтовая марка с рекламой «Журавлиного шоколада»

Эта непочтовая марка с рекламой «Журавлиного шоколада» (англ. Crane Chocolates), пожалуй, является редчайшей в своем роде, так как в мире существует всего четыре ее экземпляра. Она была спроектирована между 1910 и 1920 гг. знаменитым американским иллюстратором Максфилдом Пэрришем. В одном из каталогов есть изображение более крупного варианта этой картинки, который печатался на больших коробках шоколадных конфет.

А данная непочтовая марка ни в каких списках не значится. Она выпускалась для запечатывания маленьких коробок с единственной шоколадкой, и поэтому почти все ее экземпляры были разорваны при открывании таких упаковок. Последний из появившихся на рынке образцов приобрел за 1,5 млн долларов коллекционер наследия Пэрриша, а не собиратель непочтовых марок. Вот пример того, как редкие вещи становятся украшением самых разных коллекций.