Главная / Статьи филателистам / Корабельные письма


Корабельные письма и открытки с почтовыми марками

Почту, прибывавшую на Британские острова на частных кораблях, обрабатывали иначе. Капитаны кораблей получали вознаграждение в размере 1 пенса за каждое письмо, переданное ими Министерству почт по прибытии, а с получателей корреспонденции взималось по 8 пенсов. В большинстве морских портов Великобритании использовались особые штемпели для корабельных писем. Были они даже в маленьких деревнях, за печатями которых теперь охотятся коллекционеры.

В конечном счете, во многих странах появились подобные системы доставки почты, но в 1897 г. Всемирный почтовый союз объединил их под своей эгидой. Тогда был введен во всеобщее обращение французский термин paquebot. Так называли главным образом письма и открытки с почтовыми марками одной страны, отправленные на кораблях по морю и затем выгруженные в порту другой страны. Чтобы объяснить причину использования иностранных почтовых марок, на такую корреспонденцию ставились специальные штемпели судовой почты.

Конверт, отправленный на борту лайнера «Regina Maris» (лат. «Царица морей») во время круиза, проведенного Национальным трестом Шотландии, и выгруженный в Лервике, где его немецкая марка была погашена штемпелем paquebot
Конверт, отправленный на борту лайнера «Regina Maris»

Новый Hyundai Creta в салоне официального дилера.

Корабельные штемпели

Надписи на корабельных штемпелях многих стран, а не только на интернационально использовавшемся paquebot, указывают на их принадлежность к судовой почте. Вы встретите оттиски paketboot (голландский или фламандский), или vapore («пароход» по-итальянски), buzon vapor («пароходный почтовый ящик» по-испански), Schiffsbrief (немецкий) или skibsbrev (датский).

Австралийские и новозеландские почтовые марки погашены менее откровенным штемпелем «Loose letter» (свободное письмо), который применялся для обработки отдельных писем, доставляемых частными кораблями. Надпись «Ship mail room» (комната корабельной почты) на австралийских штампах указывает на то, что помеченные ими письма прошли через мельбурнское или сиднейское сортировочные отделения, которые обрабатывали почту, отправляемую за границу.

В наши дни на борту многих круизных лайнеров есть свои почтовые отделения, оборудованные фигурными ручными штемпелями. Свой такой штамп с обозначением направления есть на каждом из кораблей, курсирующих вдоль побережья Норвегии между Бергеном и Киркенесом. Специальные штемпели ставятся даже на корреспонденции, отправляемой с мыса Нордкап.