Главная / Статьи филателистам / Виньетки и ярлыки


Благотворительные виньетки и ярлыки 1864 г.

После появления в 1864 г. «Однопенсового памятника Шекспиру» было издано множество ярлыков для сбора средств на благие дела. Многие из них не являются официальными почтовыми марками и могут не входить в каталоги, но их дизайн, как правило, красочный и живописный, не оставляет коллекционеров равнодушными.

Эйнар Холбоэлл, изобретатель благотворительных виньеток, попал на бельгийскую антитуберкулезную марку в 1955 г.
Ярлык Госпитального фонда принца Уэльского, 1897 г.
Ярлык Госпитального фонда
Благотворительные ярлыки для сбора средств времен Первой мировой, Новая Зеландия и Россия
Благотворительные ярлыки

Королевская годовщина

Шестидесятилетию царствования королевы Виктории, отмечавшемуся в 1897 г., было посвящено несколько серий памятных ярлыков, один из которых выделяется на общем фоне благодаря замысловатости своего дизайна.

Этот выпуск состоял из отпечатанных по гравюрам «Де-Ла-Рю» (компании, печатавшей британские почтовые марки) ярлыков ценой 1 шиллинг и 2 шиллинга 6 пенсов, на каждом из которых была изображена аллегорическая фигура Милосердия, помогающая бедным детям. Вверху была надпись «1837 Годовщина царствования королевы 1897», но внизу — факсимильный росчерк принца Уэльского (будущего Эдуарда VII) и слова «Госпитальный фонд принца Уэльского».

Хотя эти ярлыки не котировались для уплаты почтового взноса, Министерство почт молчаливо способствовало их распространению. Предполагалось, что они будут использоваться для украшения писем и открыток, поскольку ничего общего с настоящими почтовыми марками они не имели. Использованные экземпляры этих ярлыков встречаются редко, из чего можно сделать вывод, что приобретались они для сохранения в память о годовщине.


Официальный дилер Митсубиши АСХ - компания Inchcape.

Успех этого предприятия вдохновил его инициаторов выпустить также и ярлыки ценой 5 и 10 шиллингов, однако оказалось, что они зашли слишком далеко. Неудивительно, что эти дорогостоящие памятные знаки сегодня огромная редкость. Данное фиаско отбило у Великобритании желание повторять подобные попытки, и, что показательно, она не выпустила ни одного ярлыка для сбора средств за все время Англо-бурской войны (1899-1902 гг.). Во время Первой мировой войны эта идея наконец возродилась, однако была гораздо благосклоннее воспринята в Индии и Австралии, чем в Великобритании. Тем не менее благотворительные ярлыки — это одна из самых живучих в мире Золушек коллекционирования, несмотря на жестокую конкуренцию со стороны благотворительных марок